Задача школы — не дать объем знаний, а научить учиться.
Более подробно можно ознакомиться на сайте - www.standart.edu.ru
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе, в соответствии с п.2.9.5. СанПиН2.4.2.1178-02, мы обеспечили организацию адаптационного периода. Он реализуется с помощью курса «Введение в школьную жизнь».Ребята посвящаются в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. На материале дошкольника (дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание и т.д.) ребята учатся договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Новый стандарт образования - новая образовательная среда школьника.
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 "Закона об образовании" и представляют собой "совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию". С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru . Материалы по ФГОС НОО размещены на сайтеhttp://standart.edu.ru .
Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?
Стандарт выдвигает три группы требований:
-Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
-Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
-Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
-сформированность основ гражданской идентичности;
-метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиям;
-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Что изучается с использованием информационно-коммуникационных технологий?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе - индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе - дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Нормативно-правовая база введения ФГОС
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
1. Федеральный уровень:
- Российская Федерация «Закон об образовании».
- Постановление от 24 февраля 2009 г.№ 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
- Положение о совете министерства образования и науки российской федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.
- Концепция проекта федерального закона «Об образовании в российской федерации».
- Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Доклад Госсовета РФ от 12.03.2006 г. "Инновационное развитие образования – основа повышения конкурентоспособности России".
- Модельная методика формирования НСОТ работников ГОУ и МОУ реализующих программы НО, ОО, СО образования.
- Приказ ЕКС от 14.08.2009 г.
- Приказ от 14 августа 2008 г. № 424н «Об утверждении рекомендаций по заключению трудового договора с работником Федерального бюджетного учреждения и его примерной форме».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.09.2005 г. № 1340-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.».
- Комментарии № 10 2008 г. К постановлению Правительства о введении НСОТ Федеральный закон № 309 от 14 ноября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного Образовательного стандарта».
- Федеральный закон № 309 от 14 ноября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части изменения понятия и структуры государственного Образовательного стандарта».
- Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 104-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
- Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской федерации от 28 июля 2008 г. № 568.
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
- Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы.
- Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования
- Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора. Рекомендации
2. Региональный уровень:
- Приказ МО СК от 20.08.2010г. №577-пр "Об утверждении Плана-графика мероприятий регионального уровня по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования на территории Ставропольского края".
- План-график мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в Ставропольском крае.
3. Муниципальный уровень:
- Приказ 14 декабря 2010 года №397 с. Левокумское О создании муниципального совета по сопровождению введения Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования на территории Левокумского района
- Приложение №1 к приказу № 397 от 14.12.2010 г. Положение о муниципальном совете по сопровождению введения ФГОС НОО в Левокумском районе
- Приложение №2 к приказу № 397 от 14.12.2010 г. Положение о рабочей группе по обеспечению перехода на ФГОС НОО в Левокумском районе.
- Приложение №3 к приказу № 397 от 14.12.2010 г. План-график мероприятий отдела образованием администрации Левокумского муниципального района по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС) в 2011 году.
4. Школьный уровень:
- Приказ № 49-од от 06.12.2010 года "О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС нового поколения».
- Приложение №1 к приказу 49-од от 06.12.2010 г "Положение о рабочей группе по введению федеральных государственных стандартов начального общего образования"».
- Приказ № 58/1-од от 24.12.2010 года «Об утверждении формы договора о предоставлении общего образования муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №7» Левокумского района Ставропольского края"».
- Приложение к приказу №58/1-од от 24.12.2010 г ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ» Левокумского района Ставропольского края"».
- Приказ №60/1-од от 29.12.2011года «О переходе МОУ СОШ №7 на обучение по ФГОС НОО»».
- Приказ №71/1-од от 31 .01.2011 года О разработке образовательной программы для начальной школы в связи с введением ФГОС».
- Приказ № 77/1-од от 07.02.2011 года «Об утверждении основной образовательной программы начального общего образования».
- Приказ 77/1-од от 07.02.2011 года Об утверждении программы внеурочной деятельности для начальной школы МОУ СОШ №7 при переходе на ФГОС НОО».
- Приказ № 24/1 – од от 24 .12.2010 года «Об утверждении программы повышения квалификации членов педагогического коллектива МОУ СОШ № 7 при переходе на ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения».
- Приказ № 55/1 – од от 21 .12.2010 г. «О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО на начальной ступени обучения МОУ СОШ №7 с.Величаевского».
- Приказ № 56/1 – од от 21 .12.2010 года «О введении новой должностной инструкции заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени образовательного учреждения».
- Приказ № 56/1-од от 21.12.2010 г Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе на начальной ступени МОУ СОШ№7 Левокумского района Ставропольского края.
- Приказ № 56/2 – од от 21 .12.2010 года «О введении новой должностной инструкции учителя начальных классов»
- Приказ № 56/2-од от 21.12.2010 г. Должностная инструкция учителя начальных классов МОУСОШ№7 Левокумского района Ставропольского края
- Программа ФГОС НОО